Главная » Статьи » Мир вокруг нас

Эквадор. Страна на экваторе

Анды

ПЕРВЫМ, что бросается в глаза в Эквадоре,— это экватор. Конечно, экватор невидим, но в Эквадоре его влияние очень заметно.

Название Эквадор происходит от испанского слова «экватор». Это может навести на мысль, что именно экватор определяет климат этой страны.

Когда мы приехали в Эквадор, мы поняли, что температура воздуха зависит здесь в большей степени от высоты над уровнем моря, а не от географического местоположения. Поскольку в этих широтах солнце почти круглый год находится в зените, высота над уровнем моря самый лучший показатель того, насколько тепло нужно одеваться.

Кроме влияния экватора, в Эквадоре заметно влияние Анд, которые придают стране особенный колорит. Эти величественные горы, будто позвоночник страны, пересекают ее от одной границы до другой и создают бесконечное разнообразие
ландшафтов.

Краски, краски, краски

Пестрящие краски — это второе, что бросилось нам в глаза в Эквадоре. Как-то утром после приезда мы решили посидеть в тени под большим деревом. Множество птиц встретили нас веселым пением: трупиалы — серенадами «на флейте», кактусовые крапивники — несмолкаемым курлыканием, бойкие муравьеловки — звонкими криками. Но окраска этих птиц поразила нас еще больше, чем их голоса.

Мелькнув алыми перышками, выпорхнул из гнезда огненный мухоед, отправившись на ловлю комаров. Шумная стая ярко-зеленых тонкоклювых попугаев подняла крик, завидев кружившегося прямо над ними грифа-индейку. Ко всей этой незабываемой пестрой гамме нужно добавить еще ярких черно-желтых трупиал и голубых бабочек морфид, переливавшихся металлическим блеском.

Климат на любой вкус

Разнообразие климатических условий Эквадора объясняется влиянием экватора и Анд. В пределах всего лишь нескольких десятков километров жаркие влажные тропики Амазонии могут смениться заснеженными горными вершинами.

Однажды мы решили совершить путешествие в горы, среди которых расположен город Кито; восхождение мы начали из предгорных районов вблизи Амазонии.

Поднимаясь на машине все выше и выше, мы замечали, что влажнотропический лес постепенно сменяется «облачным», а «облачный» — пустынными болотистыми землями, или парамо. Природа изменилась настолько, что у нас возникло ощущение, будто за несколько часов мы проделали путешествие из экваториальной Африки в горы Шотландии.

Многие города Эквадора расположены в долинах, окруженных горными хребтами; о климате этих мест говорят, что там «круглый год весна». Но в тех селениях, которые расположены высоко в Андах, в любой момент может наступить и зима, и весна, и лето, и осень — иногда все в один день! Один бывалый путешественник сказал: «Единственное неизменное свойство погоды Эквадора — ее изменчивость».

Колибри и кондоры

Благодаря разнообразию климатических условий животный и растительный мир страны очень богат. В Эквадоре обитает более 1 500 видов птиц — это в два раза больше, чем в США и Канаде вместе взятых, и, кроме того, это шестая часть всех известных в мире видов птиц. И эти 1 500 видов обитают в стране, территория которой меньше, чем территория Италии.

Нам особенно понравились крошечные колибри, их в Эквадоре примерно 120 видов. В первый раз мы увидели их рано утром в городском парке, где они старательно «патрулировали» цветущие кусты. Колибри живут везде: и в чащобах амазонских влажнотропических лесов и на высоких ветреных склонах Анд.

Как-то мы были в городе Баньос и целый час наблюдали за сверкающим колибри, который искал, чем бы полакомиться в алых цветах гибискуса. Он без устали летал вокруг цветов и, зависая около каждого из них, ловко высасывал нектар,— как вдруг появился соперник, и он действовал более спокойно.

Это была чернохвостая лесбия, которую назвали так из-за длинного черного хвоста: когда лесбия облетает свою территорию, прогоняя соперников, она очень напоминает черную комету. Этот колибри не кружился около цветов — он спокойно садился на стебелек, протыкал цветок снизу и выпивал нектар.

Но далеко не все птицы Эквадора такие маленькие. Над вершинами Анд все еще можно увидеть величественно парящих кондоров, самых крупных хищных птиц, хотя их численность значительно сократилась. Мы много раз вглядывались в горные вершины, надеясь заметить своеобразный силуэт кондора, но безуспешно.

Южноамериканскую гарпию — самую сильную хищную птицу в мире, которая обитает в Амазонии,— было тоже нелегко увидеть. Большую часть дня гарпия проводит в ветвях какого-нибудь огромного дерева в глуши влажнотропического леса, высматривая добычу — ленивца или обезьяну.

Лекарственные растения

Многие растения Эквадора не только очень красивые, но и лечебные. Когда мы были на экскурсии в национальном парке Подокарпус на юге страны, гид обратил наше внимание на небольшое деревце с красными ягодами. «Это хинное дерево,— сказал он.— Из его коры веками добывают хинин».

Двести лет назад в близлежащем городе Лоха одна испанская аристократка смертельно заболела малярией, и только благодаря хинину ей смогли спасти жизнь. Слава этого растения, с давних пор известного инкам, разлетелась по всему миру. На первый взгляд хинное дерево невзрачно, однако лекарство, которое получают из его коры, спасло не одну жизнь.

Хинное дерево растет в «облачных» лесах среди вековых деревьев с корявыми ветвями, обвитыми бромелиями, которые цветут алыми цветами. В этих далеких лесах обитают очковые медведи, оцелоты и пумы, кроме того, здесь столько разных растений, что ботаники до сих пор еще не смогли все их классифицировать.

Современные ученые очень заинтересовались крошечной лягушкой (Epipedobates tricolor), которая обитает в Эквадоре; используя ее, они надеются разработать лучшие болеутоляющие средства. Считается, что болеутоляющее вещество, которое выделяется через кожу этой лягушки, в 200 раз сильнее, чем морфий.

Высоко в Андах мы увидели такие растения, которые не похожи ни на одно из тех, что мы знали. Пуйя из семейства бромелиевых, к которой слетается множество колибри, очень напоминает метелку, какой пользовались в старину,— возьми ее да и мети все вокруг.

В защищенных низинах пустынного парамо, на той же высоте, что и гималайские сосны, растут карликовые неприхотливые деревья киноа. Эти деревья, высотой от двух до трех метров, походящие больше на кустарники, образуют почти непроходимые заросли, где находят себе приют птицы и звери.

Однако деревья буйных влажнотропических лесов Амазонской низменности очень высокие. На биологической станции «Хатун-саша» мы остановились под самым высоким деревом в этом лесу — его высота была более 30 метров. Вдруг около одного из боковых корней дерева что-то зашевелилось — мы даже слегка испугались.

Оказалось, что в трещине этого корня обосновалось семейство крошечных летучих мышей. Этот случай напомнил нам о том, что жизнь леса зависит от множества взаимосвязей. Во влажнотропическом лесу летучие мыши и деревья в каком-то смысле союзники: мыши распространяют семена и опыляют растения, а деревья служат мышам кровом.

Базар в горах

Около 40 процентов жителей Эквадора — это индейцы, живущие племенами. Почти каждую долину в Андах населяет какая-нибудь народность, которую отличает своя особенная одежда. Очень часто мы видели индейских женщин, которые шли по крутым горным тропинкам и на ходу пряли овечью шерсть.

У нас сложилось впечатление, что индейцы распахивают горные склоны независимо от того, насколько они крутые. Мы тщательно осмотрели один склон, на котором была посажена кукуруза, угол наклона этого поля был не меньше 45 градусов!

В Эквадоре стали очень популярны базары, подобные тому, который находится в Отавало. На базарах местные жители покупают и продают скот, фрукты, овощи, продукты животноводства, различные традиционные тканые вещи и другие ремесленные изделия. Для посещения базара у местных жителей есть специальные наряды, поэтому базары превращаются в настоящее зрелище, привлекающее множество туристов

Тканые изделия индейцев необычайно привлекательны: от них веет стариной, а народные мотивы и традиционные цвета использованы в них с большой свободой. Жители Анд еще задолго до прихода испанцев изготовляли всем известные пончо. Хотя сегодня индейцы используют значительно усовершенствованную технику вязки и тканья, изделия этих трудолюбивых людей все так же прекрасны.

Туманные вершины гор

Тем, кого укачивает, ездить на машине по Андам противопоказано. Дороги, идущие вдоль неровных границ горных долин, петляют и извиваются, на пути постоянно встречаются резкие подъемы и крутые спуски. Но тот, кто не побоится такого путешествия, будет вознагражден бесконечным разнообразием незабываемых видов.

Как только мы в первый раз въехали в Анды, нашу машину со всех сторон окутал туман и с тех пор почти не оставлял нас. Когда мы выныривали из тумана, нам открывались уходящие в даль одна за другой туманные долины.

Мы ехали вдоль горной цепи Анд, а туман, казалось, забавлялся, играя с нами. Мы только что миновали деревню, которую из-за тумана даже невозможно было разглядеть. Следующая деревня, которую мы проезжали буквально через несколько минут, была освещена ослепительными лучами солнца.

Иногда туман клубами подбирался к нам откуда-то снизу, иногда скатывался с горных вершин. Время от времени нам становилось досадно, оттого что невозможно было насладиться прекрасными видами, но с другой стороны, окутывая горные вершины, туман придавал им великолепие и таинственность. Кроме того, туман поддерживает жизнь «облачных» лесов, которые черпают из него драгоценную влагу.

Когда наступило последнее утро нашего пребывания в Эквадоре, туман рассеялся. Несколько часов мы наслаждались чудесным видом: почти правильным конусом Котопахи, покрытого снегом.

У подножия Котопахи, самого высокого в мире действующего вулкана, был создан национальный парк. Когда мы приблизились к этой горе, мы были изумлены, увидев, что с вершины медленно сползает огромный ледник. На высоте почти в 6 000 метров даже жаркое экваториальное солнце его ничуть не беспокоит.

На следующий день, взяв курс домой, мы вылетели из Кито,— последний раз мы могли взглянуть на Эквадор. Залитый лучами утреннего солнца перед нами предстал Каямбе — еще один снежный вулкан, который, прорвавшись сквозь туман, ослепительно сверкал на солнце.

Этот вулкан, пик которого расположен почти на самом экваторе, служил, казалось, прекрасным символом прощания с удивительной страной, где мы только что побывали. Каямбе, как и сам Эквадор, величественно расположился прямо на самом экваторе.

Категория: Мир вокруг нас | Добавил: Ami_Flower (04.11.2009)
Просмотров: 10705 | Комментарии: 3 | Теги: Мир вокруг нас | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.